Зебо Алимова - профессор, Ташкентский государственный транспортный университет Ташкент, Узбекистан
Камола Каримова - Джизакский политехнический институт, ул. И. Каримова 130100, Джизак, Узбекистан
Бахытжан Кедельбаев - Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова
Аннотация: В данной статье рассматриваются детали тормозного механизма и метод определения концентрации металлов в частицах, образующихся от износа шин в результате движения автомобилей, а также сравнительный анализ дорожной пыли, образующейся на асфальтобетонных дорогах разного состава. В городах источники, связанные с транспортом, являются существенным источником загрязнения твердыми частицами. Существуют следующие категории частиц, связанных с транспортом: детали тормозного механизма, образующиеся в результате износа шин и износа дорожного покрытия, накапливаются из-за турбулентности, вызванной движением, и частицы выхлопных газов, выделяющиеся в результате неполного сгорания топлива и улетучивания смазочных материалов при сгорании. Представлены методика определения концентрации металла в образующихся частицах, данные о физико-химических свойствах частиц. Приведены сведения о негативном влиянии на здоровье человека частиц, образующихся в результате износа деталей тормозного механизма автомобиля
Ключевые слова: автомобильные колеса, безопасность движения, асфальтобетонный состав, дорожная пыль, металл, дорожная пыль, металлы, здоровье человека.
Введение: Количество твердых частиц, образующихся в результате износа тормозных механизмов автомобиля, шин и дорожного покрытия, не регламентируется государственными стандартами, но оказывает большее негативное воздействие на окружающую среду по сравнению с выхлопными газами. Тем не менее, из-за отсутствия эпидемиологических и токсикологических исследований, в нашей стране нет точных сведений об их опасности для здоровья. Это требует проведения различных исследовательских работ для разработки полезного и адекватного доказательного законодательства и методов смягчения последствий для охраны здоровья человека.
Многочисленные сложные факторы и различные научные подходы, включая различные парки транспортных средств, погодные условия, режимы вождения (например, сельские, городские и шоссейные), эксплуатационные характеристики (например, скорость транспортного средства, ускорение и замедление) и физические элементы (например, вес транспортного средства, тормоза, шины, состав и качество асфальта) принимаются во внимание. и данные о методах количественной оценки частиц, образующихся при движении транспортных средств, скудны и неопределенны.
Европейская экономическая комиссия ООН по шуму и шинам создает стандартизированные процедуры испытаний для измерения общего количества твердых частиц, образующихся в тормозных системах и износе шин в транспортных средствах [1]. Рабочая группа Программы измерения твердых частиц рекомендовала минимально допустимое количество для измерения вредности частиц тормозов, но, как известно, это не окончательное значение. Исследования по образованию или измерению образцов дорожной пыли находятся на начальной стадии. Обнаружение частиц, образующихся при движении автомобилей, требует дополнительных инвестиций.
Разработка эффективных биомаркеров воздействия частиц в крови или моче также существенно поможет в изучении воздействия на здоровье твердых вредных частиц, образующихся при движении транспортных средств. Но, учитывая другие источники загрязнения воздуха и плохое питание, это очень сложный процесс.