Савлучинский В.В.
Авлиёкулов Ж.С.
Валиев Ю.Ф.
Белорусский национальный технический университет, Беларусь
Ташкентский государственный университет путей сообщения, Узбекистан
Абстрактный. Основные результаты исследования энергоинформационного воздействия на водителя электромобиля. Параметры электрических и магнитных полей, регистрируемых в автомобиле, имеют достаточно сложную картину. Значительное влияние на уровень электромагнитного излучения оказывают электронные устройства бортовой диагностики и контроля, средства пассивной и активной шумо- и виброзащиты, системы навигации, оперативного доступа к информации, приборы климат-контроля, очистки воздуха и системы безопасности. Более того, во время движения электромобиля происходит изменение электромагнитного излучения из-за наличия внешних полей от линий электропередачи, телекоммуникационных вышек, радиопередающих станций и других. Нагрузки, возникающие при работе электромобиля, неизбежно воздействуют на элементы его конструкции, приводя к их изменению. Помимо регулярных эксплуатационных неисправностей, которые неизбежны, всегда могут возникнуть внезапные неисправности, связанные с изменением технического состояния автомобиля и дорожных условий, которые носят случайный характер.
Ключевые слова: электромобиль, электромагнитные поля, системы комфорта и безопасности, резонансные явления, реакция водителя, нештатная ситуация, национальный стандарт, СТБ, компоненты сознания, биологическое действие микроволн, режим утомления.
Введение. Системы комфорта и безопасности могут создавать условия для возникновения аварийных ситуаций: все типичные ошибки, возникающие при управлении транспортным средством, связаны с реакцией водителя, которая может зависеть от системы комфорта, установленной в автомобиле; воздействие сильного электромагнитного поля проявляется в электромобилях, где аккумуляторная батарея расположена под задним сиденьем или в багажнике, и ток течет практически по всему электромобилю, превращая автомобиль в заряженную цепь; максимальное электромагнитное поле возникает в зоне, где сидит водитель, низкочастотное поле в электромобиле меняется тысячи раз, и эти изменения оказывают вредное воздействие на организм человека, потенциально влияя на скорость реакции водителя; при работе электротранспорта создаются электромагнитные поля, которые могут нарушить электромагнитную безопасность - согласно ГОСТ Р 54811-2011[1] «Национальный стандарт Российской Федерации - ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА» троллейбусы, в том числе троллейбусы, не относятся к электромобилям. в этом стандарте, хотя в работе этих транспортных средств задействовано электрооборудование, требующее оценки электромагнитной безопасности водителей и пассажиров. В Республике Беларусь руководство основано на глобальных технических регламентах № 20[2] и СТБ 2594-2021 [3].
Издается с 2023 г.
Редакционный совет:
Мухитдинов А.А., Зияев К.З., Рустамов К.Дж., Абдураззаков У.
Редакционная коллегия:
Главный редактор – Рустамова Н.Р.
Заместитель главного редактора – Рустамов К.Дж.